Максим Хирковский: эмоциональный интеллект - преимущества для лидеров

Еще не так давно главными кандидатами на продвижение были работники, наиболее осведомленные в сфере различных специализированных знаний. Но в определенный момент на первый план начали выходить навыки межличностного взаимодействия и эмоциональные способности. По данным недавнего опроса Harris Poll, 77% сотрудников считают, что для успешного выполнения ряда важных функций «мягкие навыки» являются не менее важными, чем специализированные знания.

 

Обращая на это внимание, Шон Оверкаст (Shawn Overcast), партнер gothamCulture (консалтинговая фирма, которая занимается вопросами оргкультуры и лидерства), отмечает, что непосредственно наблюдала за этим переходом на примере своих клиентов. Среди них была одна бизнес-леди, которая доросла до уровня топ-менеджера именно благодаря своим узкопрофессиональным умениям.

Но на определенном этапе все начало складываться не так блестяще, как раньше. Получив назначение на одну из ключевых должностей, она и в дальнейшем возлагалась на привычки, приобретенные в предыдущие годы. Когда подчиненные пытались представить собственное видение решения проблем, всегда навязывала свой вариант. Неудивительно, что в коллективе постепенно утверждалась безынициативность и вместо того, чтобы думать, как справиться с проблемой, люди ожидали готового решения. При этом она даже не собиралась что-то менять в своих подходах. Но со временем в команде начало нарастать возмущение. Дело дошло до того, что негативные отзывы об управленческом стиле этого менеджера начали доходить до руководителей компании. То есть настала пора, когда только технических навыков было уже недостаточно. Нужно было еще и умение формировать отношения, развивать и мотивировать подчиненных. Иными словами, ей не хватало того, что стремятся развить в себе большинство современных компаний, а именно - эмоционального интеллекта.

Что такое эмоциональный интеллект

Мы уделяем огромное внимание коэффициенту интеллекта - IQ: проходим тесты, шлифуем его на специальных курсах, исследуем. Но несмотря на все усилия, IQ не позволяет в полной мере спрогнозировать успех человека.

Авторство термина «эмоциональный интеллект» (EQ) принадлежит Дэниелу Гоулмену (Daniel Goleman), который подробно описал это понятие в своей одноименной книге, изданной в 1995-м. EQ является измерением способности понимать эмоции (как собственные, так и других людей), которые направляют наши мысли и действия.

С момента принятия управленческой роли вы отвечаете не только за себя, но и за успех структуры в целом. И в основе многих факторов, обусловливающих производительность лидерства, лежит способность человека взаимодействовать с коллегами. Не зря же 71% менеджеров, которые занимаются вопросами найма, в большей степени ценят не IQ, а эмоциональный интеллект.

Я, Максим Хирковский, считаю, что руководители, которые умеют распознавать свои эмоции и осознают их влияние на свои действия, лучше контролируют свое поведение. А их способность понимать чувства, волнение и потребности других воплощается в умении формировать прочные отношения и в целом конструктивно взаимодействовать с другими людьми. Итак, стремление руководителей развивать свой эмоциональный интеллект может дать организациям немалые преимущества.

Лучший самоконтроль

Осознание своих эмоциональных реакций - еще один «козырь» в наборе ваших лидерских умений. Вместо того, чтобы становиться заложником своих чувств, вы можете превратить их в действенный коммуникационный инструмент. Способность управлять своими эмоциями приобретает критическую значимость в процессе мотивирования и развития работников. Руководитель, о котором говорилось выше, контролировала каждый шаг подчиненных, не позволяя им ни какой самостоятельности в работе. Поэтому члены команды потеряли всякое желание развиваться, и уверенность в себе. Принимая даже довольно простые решения, они начали полагаться на ее указания. Но, в конце концов, эта бизнес-леди начала работать над собой с тем, чтобы научиться лучше читать собственные эмоции. В итоге атмосфера в группе начала меняться: люди получили определенную автономию и разрешение экспериментировать, находясь в «учебной зоне».

Открытые коммуникации

Управленцы, которые понимают, что захватывает и вдохновляет персонал, могут помочь утверждению в фирме искреннего и конструктивного взаимодействия. Также хорошо развитый EQ означает, что индивид хорошо знает себя, а это, в свою очередь, позволяет ему лучше понимать преимущества и недостатки других. Поэтому люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта открыты к обратной связи.

Один руководитель в процессе самопознания почувствовал, что ему стало легче общаться с людьми, в частности, делиться такими ранее закрытыми для других вопросами, как содержание своих важнейших целей и этапы, через которые он прошел, продвигаясь в личностном росте. Такая откровенность руководителя задала тон для проявления большей открытости, что, в свою очередь создало в компании спрос на непрерывную обратную связь и стимулировало стремление к профессиональному и личностному росту.

Эмпатия

Я, Максим Хирковский, считаю, что если вы будете сознавать, что чувствуют другие в различных ситуациях, вам будет легче общаться с подчиненными. Вы будете знать, как их мотивировать, вдохновлять, как уменьшать стрессовое напряжение и развеивать опасения. Конечно, это не значит, что в современной бизнес-среде профессиональные знания теряют значимость, но именно эмоциональный интеллект может стать основной характеристикой, отличать тех, кому удалась успешно проявить себя в управленческой роли. Посмотрите, как уметь выделять главное в бизнесе в любой ситуации.

10 комментариев:

  1. Чем больше знакомлюсь с выводами Максима Хирковского на этот счет, тем больше в очередной раз убеждаюсь, что руководителем способен быть не каждый. Это очень ответственная и специфичная должность и нужно обладать огромным багажом знаний, навыков и умений. Доводилось работать с разными руководителями, но гораздо лучше под руководством человека, который знает своё дело!

    ОтветитьУдалить
  2. Мне в жизни пришлось быть и в подчинении, и в невысоком начальстве походить. И я должна сказать, что Максим Хирковский прав -
    профессиональные качества лидера - это действительно не самый главный фактор для успешной и плодотворной работы в коллективе. Руководитель прежде всего должен быть человеком с большой буквы. Если же он позволяет себе быть эмоционально неуравновешенным - это просто трагедия, причём, не только для подчинённых, но и для него самого.

    ОтветитьУдалить
  3. Аспект удачно сделан именно на мышлении человека при ведении бизнеса. Не всегда рациональность может просчитать ошибки. А консерватизм при ведении может загнать в убытки. Эмоциональность работы мозга - это прежде всего нестандартное мышление и шаги, которых от тебя не ждут конкуренты. Все это перечислено и Максим Хирковский поможет раскрыть этот потенциал

    ОтветитьУдалить
  4. Эмоциональный интеллект, как утверждает Максим Хирковский, определенно важен, однако, смею заметить, что с низким АйКью все равно далеко не уедешь. Все конечно зависит от специфики рода деятельности. В определенных сферах знания крайне важны (взять тех же программистов).
    Идеальный руководитель должен в себе сочетать и эмоциональный и реальный интеллект)

    ОтветитьУдалить
  5. Эмоциональный интеллект EQ это способность понимать эмоции, свои и окружающих, направляющие наши мысли и действия. Исследования показали, что не все высококлассные специалисты, назначенные на руководящие должности, достигают успеха. Максим Хирковский считает, что руководители, которые умеют распознавать собственные эмоции и осознают их влияние на свои действия, лучше контролируют свое поведение. А способность понимать чувства, волнение и потребности других воплощается в умении формировать продуктивные отношения и конструктивное взаимодействие в коллективе.

    ОтветитьУдалить
  6. Максим Хирковский все правильно говорит. Руководство обязано следить за своими эмоциями и заботиться или хотя бы обращать внимание на эмоции и чувства своих сотрудников. Если во главе предприятия стоит внимательный к этим моментам человек, то коллектив сам будет к нему тянуться, улучшится качество выполняемых работ, да и настроение у всех в целом. Жаль, что большинство руководителей об этом даже не задумываются.

    ОтветитьУдалить
  7. Эмоции действительно помогают принимать верные решения - на волне эмоций чаще всего рождаются новые векторы развития. Но нельзя и поддаваться эмоциям - Максим Хирковский не зря выделяет и второй важный пункт - умение контролировать свои эмоции, чтобы сгоряча не нарубить лишних дров. Поэтому и нужно быть своего рода психологом, чтобы быть на шаг впереди.

    ОтветитьУдалить
  8. Мне нравится как рассуждает этот молодой человек. Безусловно контроль над эмоциями имеет место в сфере бизнеса, управления подчиненными, ведь все мы люди, а не роботы. Максим Хирковский расставляет правильные акценты на тех вещах, о которых большинство руководителей даже и внимание не обращают, а надо бы. Хорошее человеческое отношение к подчиненному - это всегда мотивирование его на хорошо выполненную работу!

    ОтветитьУдалить
  9. Жаль что в наше время руководители перестали ценить своих сотрудников, стали относиться как к мусору. Постоянно кричат, вечно всем недовольны, да и требования выставляют непомерные, а нам то что делать - приходится терпеть. Прочитала вот эту статью Максима Хирковского и как-то так грустно сразу стало, вот бы моему директору ее предложить изучить, толковые вещи тут написаны.

    ОтветитьУдалить
  10. Макисм Хирковский не первый человек, который рассуждает на данную тему.
    Я часто в книгах читала, о том, что за своими эмоциями и мыслями нужно следить. Таким образом, ты посылаешь импульсы во Вселенную и можешь контролировать абсолютно все события в своей жизни.
    Когда я работала в офисе, мои коллеги делали все, чтобы от меня избавиться. Но после того, как я начала изучать методы самоконтроля и контроля над людьми, я наоборот получила повышения и теперь я управляю, а не мной управляют.

    ОтветитьУдалить